Эл схема ваз вентилятор системы охлаждения


Эл схема ваз вентилятор системы охлаждения
Эл схема ваз вентилятор системы охлаждения
Эл схема ваз вентилятор системы охлаждения

Контроллер включения вентилятора охлажд. системы

Модель автомобиля: любые модели
Производитель: PROSPORT
Артикул: RS-02099

Старая цена: 4 230 руб.
Ваша скидка: 30%
(экономите 1 270 руб.)

Ваша цена: 2 960 руб.
(нет на складе)

Контроллер включения электровентилятора радиатора. Предназначен для регулировки из салона температуры включения вентилятора. Имеет несколько дополнительных функций: отображение в электронном виде температуры охлаждающей жидкости и масла.

Блок управления электровентилятором системы охлаждения «СиличЪ»

Наиболее часто электровентилятором, охлаждающим радиатор системы охлаждения (ЭВСО) двигателя, управляет некая электрическая схема, основным исполняющим элементом которой служит выключатель (биметаллический контактный датчик в радиаторе, либо реле, срабатывающее по сигналам блока управления инжекторным двигателем). Включение ЭВ системы охлаждения происходит при одной, а выключение при другой (меньшей) температуре. Разница между температурами включения и выключения (гистерезис) обычно составляет порядка 5—7°С.

Единственным достоинством такой системы, является её простота, недостатков же гораздо больше. Среди них: наличие эффекта термокачки (температура постоянно колеблется от точки включения вентилятора до точки его выключения) и ударные нагрузки на бортовую сеть, особенно существенные для вентиляторов большой мощности.

Практически всех недостатков, присущих электровентилятору системы охлаждения двигателя, лишена механическая вязкостная муфта (вискомуфта) — элемент, не жестко соединяющий крыльчатку вентилятора системы охлаждения и один из шкивов двигателя. При повышении температуры двигателя вискомуфта благодаря специальному наполнителю (вязкость которого также зависит от температуры) передает на крыльчатку все больший крутящий момент. Это «золотая середина» в системах охлаждения между крыльчаткой, жестко закрепленной на шкиве двигателя, и электровентилятором. Ложкой дегтя здесь являются малая долговечность и зависимость от оборотов двигателя.

Цель создания Блока управления электровентилятором системы охлаждения «СиличЪ» была в объединении достоинств и исключении недостатков существующих систем охлаждения двигателя. За основу алгоритма управления, была взята идея работы вискомуфты, т.е. изменение скорости вращения вентилятора в зависимости от температуры двигателя.
Для управления скоростью вращения, в устройстве используется широтно-импульсная модуляция (ШИМ) при которой питание электромотора осуществляется не постоянным током, а прямоугольными импульсами. Чем больше длительность импульсов, тем больше средний ток и выше скорость вращения вентилятора.
Благодаря отсутствию резкого включения электромотора, удалось снизить, а точнее полностью ликвидировать скачки напряжения бортовой сети, продлевая ресурс аккумуляторной батареи.
Температура двигателя контролируется непосредственно с помощью штатного датчика температуры, расположенного на его блоке, либо на термостате, что обеспечивает контроль именно температуры двигателя, а не радиатора.
Адаптивный алгоритм управления, при котором задается точка стабилизации, позволил добиться поддержания температуры в узком диапазоне (1 — 2 °С), исключив тем самым эффект «термокачки», что положительно сказывается на ресурсе двигателя.
В процессе работы, устройство не требует какого-либо вмешательства со стороны пользователя.

Блок управления электровентилятором системы охлаждения «СиличЪ» позволяет:
снизить расход топлива;
увеличить срок службы двигателя;
уменьшить шум от работы вентилятора;
уменьшить электрическую нагрузку на бортовую сеть автомобиля.

Преимущества:
простота задания и перестройки температуры стабилизации;
контроль работы электровентилятора системы охлаждения с помощью запрограммированных тестов;
контроль рабочих параметров системы охлаждения при запуске двигателя;
автоматическая защита от перегрузки по току до 30 А;
легкое встраивание в штатную систему охлаждения;
стабилизация температуры двигателя, а не радиатора;
высокая надежность (использование штатной системы в качестве дублирующей).

Есть варианты которые можно собрать самому:

Простой и надежный блок управления вентилятором системы охлаждения автомобиля.

С 2001 года установлено на автомобили не менее 640 таких устройств. Это устройство может управлять стандартным авто-реле и коммутировать нагрузку до 30А ( до 70 ампер при использовании реле стартера от "Газель") включая и выключая ее при определенной температуре датчика. Вы можете использовать его для управления дополнительными сигнализаторами - например о температуре масла турбодвигателей либо температуры в АКПП. Устройство может осуществлять термостатирование в широком диапазоне температур.

Термостат применяется по такой схеме - питание: автомобильная сеть или иной источник, можно не стабилизированый:

Как это работает?

На большинстве автомобилей (отечественных и зарубежных) в качестве датчика указателя температуры двигателя применяют терморезистор с уменьшающимся при возрастании температуры сопротивлением - тип NTC - чем горячее двигатель тем меньшее сопротивление имеет датчик. Соответственно напряжение на датчике более высокое при холодном моторе - понижается при нагреве мотора.

Указатель температуры в комбинации приборов показывает отношение напряжения на датчике температуры к напряжению в бортовой сети автомобиля. Если мы хотим включить электровентилятор при определенной температуре двигателя - то нам нужно устройство переключающее контакты реле при определенном отношении напряжения на датчике температуры к напряжению в сети автомобиля. Именно это и делает предлагаемое устройство.

Напряжение с датчика поступает в блок через фильтр низких частот R1 C1 (см. принципиальную схему) на инвертирующий вход "-" первого операционного усилителя (ОУ1). Если температура двигателя не достигла установленной точки включения реле (устанавливается изменением положения движка резистора R2. положение "ниже" по схеме соответствует более высокой температуре включения реле) то потенциал на входе "-" выше чем потенциал на не инвертирующем входе "+" ОУ1 и на выходе ОУ1 имеется низкий уровень - такой же уровень и на входе ОУ2 и на его выходе - поэтому транзистор закрыт и реле обесточено.

ОУ здесь используется как компаратор - принцип его работы в том, что он сравнивает потенциал на входах "+" и "-" и если (V+) > (V-) на выходе будет высокий уровень а если неравенство направлено в другую сторону то на выходе потенциал близок к уровню "земли".

При повышении температуры датчика выше точки установленной вами для включения вентилятора, потенциалы на выходе ОУ1 приближается к напряжению питания и интегрируется цепочкой R5 C2 и когда напряжение на C2 достигнет примерно 2/3 напряжения питания (такой потенциал на входе "-" ОУ2 благодаря резисторам R6-R8) ОУ2 переключится и на его выходе возникнет напряжение близкое к питанию и через резистор R9 ток потечет в базу транзисторного ключа, транзистор откроется и реле включится. При открытии транзистора на входе "-" ОУ2 потенциал скачком уменьшиться примерно до 1/3 напряжения питания - это задает минимально возможное время переключений реле - равно оно времени изменения напряжения С2 на 1/3 напряжения питания и определяется примерно так С2R5 секунд. Благодаря этому не происходит многократных переключений реле (опасного выгоранием его контактов) несмотря на довольно медленно меняющуюся температуру двигателя и помехи в бортовом питании автомобиля.

При снижения температуры мотора на выходе ОУ1 появится почти 0 вольт и С2 начнет разряжаться через резистор R5 - когда потенциал на С2 опуститься ниже 1/3 напряжения питания - ОУ2 переключиться в свое исходное состояние, транзистор закроется и реле выключится.

Этот процесс периодически повторяется - каждый раз когда температура двигателя достигает установленного вами предельного уровня и затем благополучно опускается благодаря вовремя включенному вентилятору.

При показанных на схеме номиналах элементов и учитывая инертность системы охлаждения мотора - минимальное время включени вентилятора составляет примерно 30 секунд на автомобилях ГАЗ-3110 и ВАЗ.

Устройство достаточно надежно благодаря следующим конструктивным особенностям - R10, С3 и С4 - образуют фильтр от помех по питанию, а диод D1 делает безопасным ошибочное подключение устройства обратной полярностью. Короткого замыкания вывода Х3 на "землю" устройство не боится, а если вы опасаетесь замыкания на "+" (это очень мало вероятно) то можете в разрыв провода идущего от точки Х3 вмонтировать резистор на 10 - 15 ом 0,5 вт - он защитит транзистор от короткого замыкания в цепи включения реле ограничивая максимальный ток через него.
Принципиальная схема устройства

Электронные компоненты

Микросхема: LM258 или LM358 - сдвоенный операционный усилитель доступен повсеместно.

Транзистор я использую КТ815Г, подойдут с буквами Б и В, можно применить КТ817 но с буквами Б2 или Г2 у них коэффициент усиления не менее 100.
Ниже есть рисунок с расположением выводов у этих транзисторов. Можно применить составной транзистор КТ972 или полевые транзисторы IRF24, IRF34, IRF44, IRF530 и другие.

Диоды - обычно применяют КД522Б 1N4148 1N4001 ... 1N4007 - в принципе любой подойдет на ток 0.2 и более ампер и напряжение 50 и более вольт.

Постоянные резисторы - я применил "чип-резисторы" размера 1206 на 0.125 вт.

Резисторы R6 R7 R8 - могут иметь номинал от 5 до 150 кОм - главное чтобы они были одинакового номинала.

Резистор R4 можно составить из двух последовательно включеyных R5. А R5 от 820 кОм до 1.3 МОм подойдет.

R2 - 10 кОм - я использовал многооборотный подстроечник с гибкими выводами типа СП5-3. Подойдет любой подстроечный резистор.
Многооборотным удобней настраивать температуру включения (можно использовать номинал от 4.7 ком до 22 ком).

Конденсаторы малогабаритные либо "чипы" которые обычно бывают на 50 вольт.

Конденсаторы С2 С4 от 10 до 33 мкФ на напряжение 25 вольт и более.

Внимание! Устройство собирается и испытано с компонентами указанными на схеме.
Я не проверял работу устройства с другими номиналами элементов - хотя это вполне возможно.

Подключение и Настройка

Когда все спаяно и припаяны выводы (лучше по цвету штатной проводки автомобиля) - обязательно промойте плату кистью с ацетоном или растворителем от остатков флюса. Покройте нитро-лаком или силиконом.

Поставьте движок подстроечника R1 примерно в среднее положение. Поместите устройство в корпус. Подключите провода согласно схеме.

Обратите внимание, что авто-стандартом является: черные провода подключаются к "массе" автомобиля. Обычно реле вентилятора включено так как указано на схеме устройства. "85" это вывод обмотки реле подключенный к плюсу питания при включенном зажигании, "86" это второй конец обмотки реле и если его замкнуть на "массу" по обмотке потечет ток и контакт "30" реле переключится с "87" на "88". При этом включается нагрузка последовательно которой включены контакты "30" и "88". На четырех контактных реле контакт "87" отсутствует. Вам нужно отыскать реле включения вентилятора своего автомобиля и посмотреть на нумерацию его выводов. Если ни к "85" ни к "86" контактам не подходят черные провода - значит ваше реле включено "как надо" т.е. по схеме устройства.

Для автомобилей ГАЗ, ВАЗ и для большинства других машин - температуре двигателя в 90 градусов соответствует напряжение на датчике равное примерно половине напряжения сети автомобиля - однако есть небольшие отличия. Подключив устройство (снимите временно провод со штатного датчика включения вентилятора - если он имеется) заведите мотор и подождите пока он прогреется. Если устройство сработает раньше желаемой вами температуры то поверните винт регулировки по часовой стрелке на один оборот (переместите движок подстроечника вниз по схеме) и подождите следующего включения вентилятора. Если температура достаточно высока, а вентилятор не включился - поверните винт регулировки на два оборота против часовой стрелки и подождите не менее 30 секунд, повторите эти операции до достижения желаемой температуры срабатывания реле.

Замечание: Устройство позволяет установить практически любую температуру срабатывания - но при размещении датчика на двигателе температура срабатывания должна быть выше температуры открытия клапана термостата! В противном случае вентилятор включиться но не сможет выключиться так как термостат не даст мотору охладится ниже определенной температуры.

Если ваш автомобиль имеет реле включения электровентилятора - то Вы можете просто подключить контакты Х2 и Х3 к штатному реле в соответствии со схемой. Если Вы затрудняетесь в определении как правильно подключить устройство - то вы можете использовать дополнительно любое авто-реле а его нормально-разомкнутые контакты подключить к контактам штатного датчика включения вентилятора либо параллельно силовым контактам штатного реле включения электровентилятора.

или такой вариант:

Реле системы охлаждения ВАЗ-2103...2108

Термобиметаллический датчик ТМ108, применяемый в качестве реле включения электровентилятора в системе охлаждения двигателя, очень часто выходит из строя. В жаркую погоду, в условиях интенсивного городского движения электровентилятор работает почти беспрерывно. В результате подгорают контакты датчика включения вентилятора, а восстановить их невозможно.

После неоднократных замен этого датчика я изготовил электронное реле, где в качестве датчика используется "штатный" терморезистивныи датчик температуры ТМ106, с помощью которого контролируется температура двигателя.

Схема этого реле температуры работает безотказно в течение многих лет. Основным узлом в ней является триггер Шмитта, собранный на транзисторах VT1, VT2. Вход триггера подключается к терморезистивному датчику R1 ТМ106. Резистором R2 устанавливается порог срабатывания реле при температуре жидкости 92...94°С. С коллектора транзистора VT2 сигнал управления подается на электронный ключ на транзисторе VT3, который в свою очередь включает исполнительное реле К1 электровентилятора M1 охлаждения двигателя. Стабилитрон VD1 предотвращает ложные срабатывания реле при колебаниях бортового напряжения питания 12 В.

Монтажная плата устанавливается в корпусе любого старого реле типа PC-527, а транзистор VT3 устанавливают под винт на этот корпус для лучшего охлаждения.

хочу заказать:

ТЕРОМОСТАТ для вентилятора системы охлаждения двигателя автомобиля электронный.

Электронный блок управления электровентилятором вентилятором системы охлаждения двигателя.

Плавное включение вентилятора реализовано в новом микроконтроллерном блоке управления вентилятором системы охлаждения автомобиля. Он имеет индикацию реальной температуры, собственный датчик температуры, цифровую (кнопка и индикация температуры цифрами) настройку температуры начала плавного включения и выключения вентилятора, диагностический режим информирующий об ухудшении работы системы охлаждения мотора. Такой блок управления - собранный и протестированный - вы можете заказать почтой за 590 рублей включая стоимость пересылки по России, а в Москве получить лично.

Стоит ли заморачиваться с этой темой? датчик температуры ОЖ буду ставить в тройник патрубка от инжекторной классики, а то вентелятор включается иногда когда температура двигателя около 95-97 а иногда раньше.

Сообщение отредактировал toop - 9.7.2009, 14:03

Эл схема ваз вентилятор системы охлаждения Эл схема ваз вентилятор системы охлаждения Эл схема ваз вентилятор системы охлаждения Эл схема ваз вентилятор системы охлаждения Эл схема ваз вентилятор системы охлаждения Эл схема ваз вентилятор системы охлаждения

Изучаем далее:



Чучела утки с вращающимися крыльями своими руками

Тумбочка своими руками чертежи и размеры

Схемы и описание вязанных женских костюмов

Выбор схемы подключения счетчика

Передача нагиева все своими руками